Кафедра общей и биоорганической химии

О кафедре

Первоначально чисто химический курс неорганической и аналитической химии в настоящее время преобразован в курс бионеорганической и биоорганической химии с яркой медицинской направленностью, что необходимо для изучения дисциплин на кафедрах физиологии, биохимии, фармакологии. По всем темам курса сотрудниками кафедры подготовлены, опубликованы и регулярно обновляются учебно-методические пособия и рекомендации, в том числе 4 пособия с грифом УМО, что позволяет их использовать в учебном процессе во всех медицинских ВУЗах России. В 2013 г. вышло из печати пособие для самостоятельной работы ...

Первоначально чисто химический курс неорганической и аналитической химии в настоящее время преобразован в курс бионеорганической и биоорганической химии с яркой медицинской направленностью, что необходимо для изучения дисциплин на кафедрах физиологии, биохимии, фармакологии. По всем темам курса сотрудниками кафедры подготовлены, опубликованы и регулярно обновляются учебно-методические пособия и рекомендации, в том числе 4 пособия с грифом УМО, что позволяет их использовать в учебном процессе во всех медицинских ВУЗах России. В 2013 г. вышло из печати пособие для самостоятельной работы студентов, что позволило сделать внеаудиторную работу индивидуальной, глубоко мотивированной. В пособия включены задания для самостоятельной работы, тесты, ситуационные задачи, позволяющие студентам глубже изучить предмет.

Пермский государственный медицинский университет ведет свою историю с 1916 года, являясь признанным флагманом медицинского образования на Урале. Кафедра общей химии на протяжении всей столетней истории ВУЗа играла важнейшую роль в создании фундаментальных теоретических основ подготовки врачей. Более полувека кафедрой заведовал известный химик-исследователь профессор Гусев Сергей Иванович, областью научных интересов которого был поиск новых органических реагентов для неорганического анализа. В последние десятилетия коллектив кафедры пополнила плеяда учеников профессора Андрейчикова Юрия Сергеевича, исследовавших новые органические соединения с потенциально высокой биологической активностью. Доценты кафедры – компетентные специалисты-химики широкого профиля, способные преподавать весь спектр химических дисциплин.

Курс химии преподается на первом курсе четырех факультетов университета: лечебном, педиатрическом, стоматологическом и медико-профилактическом.

В последние годы на первый курс поступают около 500 выпускников средних школ. С каждым набором увеличивается количество абитуриентов, принятых по целевым договорам для подготовки специалистов, которые после завершения учебы приступят к работе в учреждения здравоохранения Прикамья и соседних регионов. Возможно, максимальное количество школьников, сдающих ЕГЭ по химии, продолжают свое образование в ПГМУ.

На лечебном, педиатрическом, стоматологическом факультетам наша дисциплина преподается в течение первого учебного года. Теоретические основы каждой темы излагаются на еженедельной лекции, а в ходе практического занятия студенты под руководством преподавателя выполняют упражнения, решают задачи, проводят химические опыты для выработки навыков. В качестве элементов контроля используются тестирование и зачетные контрольные работы по завершении каждой темы курса. Большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. По каждой теме студенты выполняют свой вариант домашней работы, результаты которой преподаватель обсуждает индивидуально с исполнителем, корректируя ошибки, помогая исправить недочеты и добиться более полного понимания изучаемых вопросов.

Учебная работа

Сложность учебно-методического процесса на кафедре заключается в преподавании различных разделов химической науки, что требует от преподавателей большой эрудиции и разносторонних знаний.

Первоначально чисто химический курс неорганической и аналитической химии в настоящее время преобразован в курс бионеорганической и биоорганической химии с яркой медицинской направленностью, что необходимо для изучения дисциплин на кафедрах физиологии, биохимии, фармакологии.

По всем темам курса сотрудниками кафедры подготовлены, опубликованы и регулярно обновляются учебно-методические пособия и рекомендации, в том числе 4 пособия с грифом УМО, что позволяет их использовать в учебном процессе во всех медицинских ВУЗах России. В 2013 г. вышло из печати пособие для самостоятельной работы студентов, что позволило сделать внеаудиторную работу индивидуальной, глубоко мотивированной. В пособия включены задания для самостоятельной работы, тесты, ситуационные задачи, позволяющие студентам глубже изучить предмет.

С 2007 года в практику чтения лекций внедрены инновационные методы – использование мультимедийных презентаций.

Своим методическим опытом сотрудники кафедры делятся с коллегами, ежегодно участвуя в учебно-методических конференциях ПГМА и региональных форумах.

Кроме усвоения учебного материала, студенты ежегодно осваивают навыки научно-исследовательской работы. На кафедре функционирует СНО. Студенты готовят реферативные работы, регулярно выступают с докладами в учебных группах, на потоках, на совместных заседаниях кружков СНО с клиническими кафедрами. В дни науки проводится студенческая конференция «Химия и медицина». Наиболее ценными являются работы с экспериментальными результатами, они становятся предметом научных публикаций и конференций СНО ПГМА и межвузовских научных конференций.

Многие годы преподаватели кафедры активно работают на этапе довузовского обучения со школьниками и абитуриентами ПГМУ на подготовительных курсах (Иваненко О.И., Тарасова О.П., Крылова И.В., Ананьева М.М., Галинова К.Г., Глушкова И.Р., Поплевина Л.В., Плахина Г.Д., Гаврилова Н.Ф.). Все преподаватели участвовали в работе приемной комиссии при вступительных испытаниях, в настоящее время - при внутреннем тестировании в ПГМА. Пять преподавателей в качестве экспертов по химии ежегодно привлекаются к проверке работ ЕГЭ учащихся Пермского края.  

На протяжении 20 лет кафедра работает с иностранными студентами из ближнего и дальнего зарубежья. Преподавание ведется как на первом курсе, так и на подготовительном отделении. Большой вклад в подготовку абитуриентов-иностранцев внесла доцент Тарасова О.П. Совместно со старшим преподавателем Жвакиной М.В., Тарасова О.П. разработала пособие, уникальное по объему материала и доступности для понимания, что особенно необходимо для слушателей подготовительного отделения, осваивающих курс химии при поступлении в ПГМУ и другие ВУЗы России.

Историческая справка

Кафедра общей химии была создана в 1931 г., когда медицинский факультет Пермского государственного университета переименовали в медицинский институт. Первым заведующим кафедрой c 1931 года по 1941 год был магистр фармации, профессор Кромер Н.И. В августе 1941 года после кафедру принял Колтышев Н.Г., а с октября 1941 по февраль 1943 г. кафедрой по совместительству заведовал доктор химических наук, профессор Юшкевич. С февраля 1943 г. по 1987 г. бессменным заведующим кафедрой был заслуженный деятель науки, доктор химических наук, профессор Гусев Сергей Иванович.

Гусев Сергей Иванович родился 1 мая 1902 г. в Петербурге в семье служащего. В 1917 г. семья переехала в Тюмень, где после окончания реального училища Сергей Иванович начал свою трудовую деятельность учеником аптекаря, а после получения диплома фармацевта стал управляющим аптекой.

В 1938 г. он переезжает в Пермь и начинает работу в Пермском медицинском институте сначала ассистентом, а после защиты кандидатской диссертации в 1942 г., доцентом кафедры и заведующим.

С 1944 г. Сергей Иванович назначается деканом санитарно-гигиенического факультета. Этой работе он отдавал много сил, времени и энергии и заслуженно завоевал любовь и уважение среди сотрудников и студентов.

В 1950 г. в Московском университете им. Ломоносова Сергей Иванович успешно защитил докторскую диссертацию на тему «Применение антипирина, пиразолона и пикраминовой кислоты в аналитической химии».

С августа 1951 г. Гусев С.И. был утвержден и работал заместителем ректора института по учебной работе в течение 8 лет. По инициативе С.И. Гусева на кафедре был создан музей истории кафедры, минералогический музей, собрана богатая коллекция полезных ископаемых Урала и других регионов страны. Многие экспонаты были подарены бывшими студентами института. Возглавив кафедру неорганической и аналитической химии ПГМИ, Гусев С.И. начал активную научную деятельность. Он избрал научное направление – применение органических реагентов в неорганическом анализе. Первые научные поиски начались с 40-х годов по использованию производных антипирина, пиридина, хинолина. Более 230 работ по этой теме вошли в фонд современной аналитической химии. По материалам этой тематики защищено 2 докторских и 21 кандидатская диссертации.

Успешно защитили кандидатские диссертации преподаватели кафедры: Кетова Лидия Александровна, Щурова Людмила Михайловна, Поплевина Лидия Викторовна, Курепа Галина Анатольевна, Глушкова Инесса Николаевна, Дажина Людмила Георгиевна, Шаламова Галина Георгиевна, Николаева Эмилия Михайловна, Жвакина Маргарита Викторовна, Гаврилова Нина Фаддеевна. Результаты исследований вошли в монографии, учебники, оттиски статей посылались за рубеж. Разработанные сотрудниками кафедры методики были внедрены в практику аналитических лабораторий ряда промышленных предприятий и научно-исследовательских институтов. Всего синтезировано около 40 новых реагентов, которые использовались в анализе отдельных элементов периодической системы Менделеева. На стендах музея истории кафедры помещены десятки новых реагентов, впервые синтезированных на кафедре.

Результаты научной работы были доложены на научных российских и всесоюзных конференциях (Саратов 1966 г., Москва, 1971 г., Пермь, 1973 г. и 1976 г., Киев и Рига, 1976 г., Ижевск, 1985 г.).

В те годы на кафедре работали также преподаватели: Шевалдина Ирина Михайловна, Ананьева Маргарита Михайловна, Пирожкова Эмилия Александровна.

С 1988 г. по 1989 г. кафедру возглавляла доцент Л.А. Кетова. Она сохранила атмосферу доброжелательности, взаимопонимания среди сотрудников и студентов, заложенную С.И. Гусевым. Лидия Александровна была наставником для всех новых сотрудников кафедры и членом методического Совета педиатрического факультета. Вся трудовая деятельность Л.А.Кетовой прошла на кафедре химии ПГМИ. Здесь она защитила кандидатскую диссертацию по изучению аналитических возможностей ванадия (II), несмотря на существовавшее ранее мнение о невозможности использования ванадия в низших степенях окисления в аналитической химии.

С 1990 г. по 2010 г. кафедру возглавляла доцент Кожевникова Ида Андреевна. Ида Андреевна с 1960 г. работала на кафедре, в 1963 году защитила кандидатскую диссертацию. В своей диссертации на основе новой реакции разработала методики для безаргентометрического определения хлоридов в минеральных водах, крови, моче, лекарственных веществах. В 1971 г. И.А. Кожевникова утверждена доцентом кафедры, читала лекционный курс по биоорганической химии, подготовила новый курс по физколлоидной химии. 

В период с 1982 г. по 1991 г. на кафедру пришли работать доценты Плахина Галина Дмитриевна, Крылова Ирина Владимировна, Гейн Людмила Федоровна, Иваненко Ольга Ивановна, Тарасова Ольга Петровна. Область научных интересов этой группы химиков-органиков – синтез производных 2,3-диоксогетероциклов и исследование их биологической активности. По результатам работ получено около 100 авторских свидетельств, 2 патента на изобретение, 10 разработок внедрено в практику.

В 2009 году доцент Гейн Людмила Федоровна защитила докторскую диссертацию, получила степень доктора фармацевтических наук и с 2010 г. приняла на себя руководство кафедрой. 

Воспитательная работа

Сотрудники кафедры принимали активное участие в общественной жизни своего ВУЗа. Со студенческих лет участвовала в художественной самодеятельности доцент кафедры Щурова Л.М. Первые годы работы в институте она постоянно принимала участие в смотре художественной самодеятельности, была солисткой капеллы, участвовала в постановке оперы «Дубровский». Вместе со студентами выезжала с концертами в г. Соликамск, Москву, Ленинград, в ГДР. За активную концертную деятельность и вокальное мастерство Людмила Михайловна неоднократно награждалась почетными грамотами. Имеет звание Лауреата Всесоюзного фестиваля художественного творчества трудящихся. В 1985 г. состоялся творческий вечер Л.М. Щуровой, посвященный 25-летию концертной деятельности. Более 10 лет Л.М. Щурова была председателем художественного Совета института.

Ежегодно преподаватели кафедры являются кураторами шести групп первого курса педиатрического факультета, по-матерински опекая первокурсников, помогают вчерашним школьникам адаптироваться к жизни в миллионном городе и учебе в ВУЗе. Кураторы посещают студенческие мероприятия, организуют культпоходы в музеи и театры, помогают своим подопечным решать возникающие жизненные проблемы. В 2013 г. доцент Иваненко О.И. обобщила опыт кураторской работы в докладе на конференции ПГМА по воспитательной работе.

Сотрудники кафедры личным примером, участием в работе спортивной группы ПГМА воспитывают у студентов стремление к здоровому образу жизни.

Неизменно в течение последних 10 лет профсоюзная группа кафедры становится победителем соревнования профгрупп педиатрического факультета, благодаря неустанным усилиям профорга доцента Гавриловой Н.Ф. Особое внимание уделяется работе с ветеранами, проводятся встречи с заслуженными старейшими работниками кафедры.

Методическая работа

Первым разделом курса является биоорганическая химия. В течение двух месяцев студенты-медики расширяют свои знания по строению и свойствам таких классов соединений, как спирты, фенолы, карбоновые кислоты, жиры, аминокислоты, белки, углеводы, нуклеиновые кислоты. Учащиеся узнают об особенностях строения представителей этих классов соединений и их роли в построении и функционировании организма. Знание химии липидов, протеинов, сахаров, нуклеиновых кислот абсолютно необходимо для последующего изучения в курсе биологической химии процессов метаболизма в здоровом и больном организме. Отдельное занятие с большой лабораторной работой посвящено лекарственным препаратам: вместе со студентами преподаватели прослеживают связь между введением различных функциональных групп в молекулы и изменением физиологической активности веществ. Сделанные наблюдения необходимы для изучения такой дисциплины как «Фармакология».

Тема «Растворы» из курса общей химии знакомит студентов-медиков с понятием осмотического давления, обосновывает возможность внутривенного введения растворов различной концентрации, предостерегает от опасности «осмотического конфликта». Изучение свойств растворов электролитов позволяет понять механизм поддержания водно-солевого баланса в организме человека. Подробное знакомство с методами приготовления и механизмом действия буферных растворов дает информацию о кислотно-основном гомеостазе, причинах его нарушения и методах коррекции. На занятии разбираются клинические случаи, анализируются причины возникновения ацидоза и алкалоза, алгоритм действия врача в таких ситуациях.

Тема «Основы термодинамики» позволяет студентам-медикам познакомиться с процессами обмена энергии в организме, осознать, почему в живых системах осуществляются эндэргонические процессы, идущие с уменьшением энтропии, - такие, как синтез биополимеров и передача информации. Также первокурсники знакомятся с принципами рационального правильного питания, рассчитывают калорийность и состав своего рациона, сравнивают его с рекомендуемым оптимальным рационом для их возраста, образа жизни, состояния здоровья. Такие навыки, несомненно, будут востребованы в практической работе врача-терапевта, эндокринолога, диетолога.

Раздел «Химическая кинетика» дает необходимые базовые знания для изучения фармакокинетики и клинической фармакологии, понимания процессов распада и выведения лекарственных препаратов-ксенобиотиков из организма.

Очень привлекателен для первокурсников раздел «Биогенные элементы», благодаря изучению которого приходит понимание того, из каких элементов и соединений построены различные органы и ткани человеческого тела, какие патологии вызваны дефицитом или избытком того или иного элемента, с помощью каких продуктов питания можно восполнить недостаток жизненно необходимых элементов. Студенты с увлечением готовят доклады с красочными презентациями, делятся добытой информацией с одногруппниками на традиционных конференциях. Большой интерес всегда вызывает история открытия элемента, зачастую почти детективная, и использование различных веществ целителями в древние времена.

К работе над заключительным фрагментом нашего курса «Физико-химия поверхностных явлений. Коллоидные растворы» приходят уже не «зеленые» абитуриенты, а вполне сформировавшиеся студенты, с хорошими навыками практической работы. Успешно и грамотно выполняют лабораторные работы по исследованию адсорбции, понимая, что на явлении адсорбции основаны важнейшие современные хроматографические методы анализа. Завершающая тема «Коллоидные растворы» – это кульминация, ведь человеческий организм, на две трети состоящий из воды, представляет собой именно коллоидный раствор, образное выражение «человек – это ходячий коллоид» стимулирует студентов-медиков полнее изучать законы функционирования и биологические свойства коллоидных систем.

Таким образом, изучая курс общей и биоорганической химии, студенты-медики закладывают основы для последующего успешного освоения биохимии, физиологии, фармакологии, гистологии и клинических дисциплин.

Контакты

+7 (342) 282-46-38 alumina77@yandex.ru

Состав кафедры

Гейн Людмила Федоровна

Заведующая кафедрой, д.ф.н.

Иваненко Ольга Ивановна

Доцент, к.х.н.

Тарасова Ольга Петровна

Доцент, к.х.н.

Трясцина Татьяна Леонидовна

Доцент

Степанова Мария Владимировна

Преподаватель